Автор: Мария Кокухина

Многие компании тратят большие деньги на юзабилити веб сайта. Что же они ожидают получить взамен? Что-то действительно прекрасное? В действительности компании желают улучшить сайт, увеличить продажи. Получить продающий сайт. Они рассчитывают на то, что с хорошим сайтом будут продавать больше.

В данной статье мы поговорим о том, что такое юзабилити. Расскажем основы юзабилити, качественного web сайта, почему так важно оптимизация сайта. Узнаете, о частых ошибках, стандартах юзабилити при проектировании сайтов.

Основы юзабилити, определение, правила юзабилити веб сайта

Садитесь поудобнее, сварите себе чашечку кофе, укройтесь теплым пледом — и мы начнем.

Все готово? Тогда поехали в увлекательный мир продаж!

Что такое юзабилити

Далеко не все до конца понимают, что такое юзабилити. Не понимание сути этого термина зачастую приводит к плохому юзабилити сайтов. Дословно Usability сайта означает «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность». Давайте рассмотрим это более подробно.

Решение

Юзабилити сайта — это то, что создает желаемый опыт для пользователей.

Многие компании при разработке веб сайта вообще не учитывают посетителей, и это повышает риск создания неудобного сайта. А между тем его успех зависит в первую очередь от того, как воспринимают его посетители. Причем выводы делаются ими за 5–10 секунд. За это время пользователи успевают оценить полезность, удобство, характер взаимодействия с сайтом.

Решения принимаются на основе следующих вопросов:

  • Есть ли что-то тут для меня?
  • Какую выгоду сайт несет мне?
  • Легко ли пользоваться сайтом?
  • Все ли понятно с первого раза?

Если посетители ответили на все вопросы «да», то ваш сайт прошел первую ступень оптимизации юзабилити успешно.

Определение: Юзабилити удовлетворяет потребности посетителей сайта. Он передает простоту, удобство, легкость освоения, доставляет радость от взаимодействия с сайтом. Ваша цель — создать сайт, который хотят и в котором нуждаются ваши посетители.

Факторы юзабилити веб сайта

  • Эффективность
    Насколько быстро посетители могут выполнить те или иные действия на сайте.
  • Запоминаемость
    Если посетитель долго не заходил на сайт, как быстро он сориентируется на нем, чтобы выполнить какое-либо действие?
  • Ошибки
    Сколько ошибок делают посетители, насколько они серьезны и как легко их можно исправить?
  • Удовлетворение
    Насколько приятен, комфортен сайт посетителям?

почему юзабилити сайта так важно

Важность юзабилити сайта

Удобство и простота использования является необходимым условием для выживания сайта в Интернете.

Люди покинут сайт, если принципы юзабилити не выполняются. А именно:

  • Сайтом трудно пользоваться;
  • Сайт не может четко заявить, что компания предлагает и что посетители могут тут делать;
  • Посетители заблудились на сайте, т.е. плохое проектирование;
  • Информацию на сайте тяжело читать или она не отвечает ключевым запросам посетителя.

Закон электронной коммерции: если посетители не могут найти продукт на сайте, они не могут его купить.

Мера юзабилити

Мерой юзабилити является стоимость взаимодействия. Стоимость взаимодействия — это умственные и физические усилия посетителей, направленные на то, чтобы достичь своей цели. Например, вы заходите на сайт и сразу получаете ответ. Это означает нулевую стоимость взаимодействия. Однако она редко достижима.

Как правило, сайт предлагает много такого, что может захотеть сделать посетитель. Он, например, должен прочитать, кликнуть на ссылку, дождаться загрузки страницы, а затем повторить процесс.

Сайты должны стремиться минимизировать стоимость взаимодействия, необходимого для достижения целей посетителей.

Минимизировать на сайте, в частности:

  • Загрузку страниц и время ожидания;
  • Количество кликов;
  • Осмысление информации, представленной на сайте;
  • Оглядывание по сторонам, чтобы найти нужную информацию (визуальные помехи) и т. д.

Быстрая оценка стоимости взаимодействия может сэкономить вам много денег в долгосрочной перспективе. Сделайте каждый шаг как можно проще. Сайт, который минимизирует стоимость взаимодействия, имеет лучшие шансы на успех.

alt=

Принципы юзабилити

Чтобы ваш web сайт процветал, был успешным, вы должны ориентироваться на пользователя, на его потребности. Многие понимают это, но не знают, что для этого нужно сделать на сайте.

Это наиболее частая ошибка в юзабилити сайта — принимать субъективные решения, основанные на личных предпочтениях, на том, что мы сами думаем, а не на том, что думает об этом посетитель вашего сайта. Очень часто его владелец не знает, что является истинной ценностью для клиента.

Не имеет значения, сколько услуг, товаров вы выпускаете. Если они — мусор, то новые товары, услуги вы грузите в общий котел.

Ориентация на пользователя — это достижение ваших целей на долгий срок. Вы должны ориентироваться на аналитику, пользователей, а не на свое предпочтение. Проектирование не должно быть вслепую, вы должны знать «боль» вашего клиента.

Очень важно доверить аудит сайта тем, кто занимается проектированием, оптимизацией, понимает психологию посетителей, их поведение в той или иной ситуации.

Любую теорию нужно проверять и давать достаточно времени для тестирования, чтобы в конце концов были сделаны правильные выводы. Если какой-то вопрос спорный, то не нужно стоять на своём и идти на принципы. Лучший способ его решить — проверка. Я всегда говорю это своим клиентам: «Давайте проверим это!» Тем самым вы быстро и легко докажете или опровергнете свои предположения. Практика и еще раз практика! Тестируйте свои гипотезы.

Основы проектирования

В юзабилити есть определенные правила, которые применяются при проектировании веб интерфейсов. Они основаны на многолетнем пользовательском опыте, но часто не соблюдаются компаниями. Когда эти правила проектирования нарушаются, использование сайта требует от посетителей определенных усилий. У них возникают вопросы: Что это такое на сайте? Где найти это? Поэтому так важно правильное проектирование интерфейсов.

Что считается правилом

Стандарт (правило) — это когда 50% и более крупных сайтов размещают элементы в одном и том же месте.

Отклоняться от правил юзабилити стоит в том случае, когда ваш альтернативный вариант на 100% удобнее, проще, понятнее. Если менее 50% крупных сайтов размещают элементы на сайтах по-разному, отклоняясь от правил, то вы можете проектировать альтернативным способом.

Посетители сайтов уже привыкли к существующим стандартам (правилам) юзабилити. Они ожидают, что на вашем сайте все будет работать так же, как на других. Например, они рассчитывают найти здесь такие элементы веб интерфейсов, как навигация, поиск, логотип и т. д., в стандартных местах, там, где они располагаются на сотне других сайтов. Смена их расположения приводит к неудобству в работе. Пользователи начинают теряться на таких сайтах.

Сайт должен отвечать ожиданиям пользователя. Если что-то располагается нетрадиционно, то это заставляет пользователя тратить время на понимание, что и как у вас устроено на сайте, вместо того, чтобы сразу выполнять желаемые действия.

С одной стороны, людей привлекает новизна при проектировании. С другой стороны, когда вы нарушаете привычные модели интерфейсов, то рискуете вообще потерять ваших посетителей.

Ваши решения по оптимизации, проектировании сайта должны основываться на предпочтениях пользователей, а не на вашем личном пристрастии. Всегда проверяйте, тестируйте гипотезы на реальных клиентах. Правильное проектирование юзабилити сайта — это как воздух для вашей компании!

P.S. О следующих правилах: Правило 3 кликов, Правило перевернутой пирамиды — мы расскажем в другой статье.

Вывод:

Удобство, функциональность, простота, понятность — залог успеха вашего сайта. Чем больше вы дадите посетителям того, что они хотят, тем больше продаж вы будете иметь. Самая лучшая стратегия!

Давайте подытожим всё, что мы сегодня узнали о юзабилити сайта:

  • Дали расширенное определение юзабилити.
  • Какие есть атрибуты качественного сайта. Всего 4 правила.
  • Ответили на вопрос: Почему так важно юзабилити сайта?
  • Узнали о таком понятии, как мера юзабилити. Это стоимость взаимодействия посетителей, направленных на достижения своей цели. Ваша цель — минимизировать стоимость взаимодействия посетителей.
  • Рассказали, о наиболее частой ошибки в юзабилити. Важно ориентироваться на ваших пользователей и принимать только объективные решения.
  • Юзабилити проектирование — соблюдение стандартов. Это основа юзабилити.

Хотите улучшить конверсию вашего сайта? Тогда у нас для вас несколько вариантов услуг для проверки. Выберите ту услугу, которая более удобная для вас.

1. Чек-лист по юзабилити сайта / интернет-магазина

Если вы хотите самостоятельно проверить юзабилити сайта, то у нас для вас есть авторский чек-лист. Поможет быстро сделать ваш сайт удобным и понятным для ваших посетителей.

2. Экспресс-аудит сайта

Если вы хотите быстро понять, что и как поменять на сайте, чтобы увеличить продажи. Мы подскажем, что добавить, чтобы сайт работал лучше, приносил вам большую отдачу. Вам останется только внести рекомендации.

3. Юзабилити аудит сайта

Вы получаете подробный отчет по каждой странице: найденные ошибки — конкретные рекомендации, которые увеличат ваши продажи. Усилим рекомендации разработкой макетов. Макеты наглядно покажут, как это нужно сделать на сайте. Отчет также включает скриншоты, объяснение психологии ваших посетителей.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Чек-лист по юзабилити сайта: 240 рекомендаций
Найдите быстро ошибки, которые мешают росту ваших продаж.

Получить чек-лист

Об авторе

Мария Кокухина

  • Основатель и директор компании «PROF-MK».
  • Эксперт по юзабилити, увеличению продаж.
  • 9 лет — опыт в интернет-маркетинге.
  • Публикации в популярных журналах и крупных сайтах: «Генеральный директор», «Интернет-маркетинг», «Маркетолог», «PR в России», «SEOnews» и т.д.
  • Сертификаты Google Analytics, Яндекс Метрика, Яндекс Директ. Полная сертификация «1C-Битрикс».
  • Автор книги по юзабилити: «Как увеличить продажи на сайте: на 30% за 1 неделю».

Популярные статьи