Мария Кокухина — эксперт по юзабилити, увеличению продаж.

Продающая карточка

4 мин.

Как облегчить жизнь вашим посетителям? Закон Хика (или закон Хика Хаймана) поможет спроектировать сайт так, чтобы больше пользователей посещали ваш сайт, дольше оставались на нем и больше делали покупок.

В этой статье вы узнаете:

  • Что такое закон Хика (или закон Хика Хаймана)
  • На какие показатели сайта влияет закон Хика.
  • Применение закона Хика.
  • Исключения из закона.

Закон Хика — что такое

В 1951 году Уильям Эдмунд Хик и Рэй Хайман опубликовали исследование о реакции людей на множество мигающих огней. В то время никто не мог представить, насколько важен этот закон.

Хик и Хайман обнаружили: когда людям предоставляется большой выбор, время их ответа увеличивается логарифмически. По мере увеличения количества вариантов время отклика увеличивается с уменьшающейся скоростью. В конце концов, увеличение количества вариантов перестает иметь большое значение. 


  • Горизонтальная ось — количестве элементов для выбора,
  • Вертикальная ось — время.

Обратите внимание, что для 1 элемента время выбора равно 0. Добавление большего количества вариантов имеет большое значение в начале, но гораздо меньше в конце.

Закон Хика (или закон Хика Хаймана) — количество вариантов, которые вы предлагаете людям, влияет на время, необходимое им для ответа. Чем больше вариантов доступно, тем больше времени требуется на выбор.

Цель закона — упростить процесс принятия решений, а не полностью исключить его. Минимизируйте выбор, когда это возможно. Например: удаление некритических страниц, ссылок и кнопок на сайте.

При использовании закона важно знать, какие действия являются важными для вашей прибыли. Каждая страница сайта должна достигать хотя бы одной основной цели.

Диагностика сайта

На что влияет закон Хика

Рассмотрим 5 показателей сайта, на которые сильно влияет данный закон:

1. Отказы

Большая проблема здесь — информационная перегрузка. При заходе на перегруженную страницу посетители начнут с попытки принять решение — куда идти дальше, но довольно скоро решат просто уйти с сайта. Поэтому, чем меньше, тем лучше.

Например, интернет-магазин по продаже аквариумов.

Целевая страница — это отличный шанс произвести впечатление на пользователей. Поэтому важно минимизировать выбор. Если вы продаете аквариумы, какая у вас самая продаваемая модель?

Очень важно отделить основной материал от второстепенных, с меньшей вероятностью быть выбранным. С одной стороны, одни аквариумы понравятся большинству пользователей, а другие — более специализированные, которые могут понадобиться только опытным.

Но поскольку вы больше знакомы с такими функциями и вариантами, то рискуете забыть, что ваши пользователи этой информацией не обладают. Они заходят на сайт и изучают продукт со своей точки зрения.

Понимая эту разницу, вы должны посмотреть глазами ваших пользователей.

2. Обязательство

Пользователи не хотят сталкиваться с трудными решениями или тратить много времени на такие вещи, как регистрация. Они хотят, как можно быстрее добраться до своей цели.

Если ваш процесс регистрации представляет длинную форму, то лучше запрашивать дополнительную информацию небольшими порциями. В противном случае вы рискуете потерять людей на полпути.

3. Среднее время на странице

Слишком мало времени и пользователь уйдет без покупки. Слишком много времени и они могут увлечься потреблением информации и снова не смогут совершить покупку. Достаточно времени и большинство пользователей совершат покупку.

Вам нужно найти золотую середину и использовать закон для увеличения или уменьшения среднего времени, проведенного на сайте.

Упрощение принятия решений может увеличить время, проведенное на сайте, но также может сократить его. Если процесс принятия решений настолько прост, что пользователи мало продвигаются к своим целям, то они уйдут с сайта. Аналогично пользователи, которые находят процесс принятия решений невероятно запутанным, также покинут сайт.

4. Просмотры страниц

Закон также влияет на количество просмотров страниц. Если меню навигации слишком сложное, то количество просмотров страниц будет меньше. Чем если бы предлагалось меню, которое лучше отвечало потребностям пользователей.

5. Субъективный пользовательский опыт

То, что пользователи говорят или думают о своем опыте, важнее любых точных показателей. Возьмем, к примеру, разочарование. Разочарование — мощный стимул к отказу от любой деятельности. Испытав разочарование, пользователи никогда больше не вернутся на сайт.

Применение закона Хика

1. Группировать пункты меню вместе

Используйте значимые заголовки. Например, категории продуктов превращают большой выбор в множество меньших. Время принятия решений будет короче и ваши пользователи получат быстрый, легкий опыт.

Представьте: ваше меню предлагает доступ к каждой ссылке на вашем сайте. Посетители испытают шок. Прокрутка меню может занять несколько часов. А внезапный поиск подарка на день рождения в последнюю минуту превратит поиск в праздник стресса.

2. Учитывайте контраст

Используя контрастный цвет, форму, размер и текстуру, вы можете четко обозначить свой выбор. Это не только способ группировки похожих или важных опций, но и уменьшение времени отклика, улучшения взаимодействия с пользователем.

3. Думайте о целях

Помните, что процесс принятия решений всегда начинается с цели. Поймите наиболее вероятные цели ваших пользователей. При группировании меню подумайте о том, как пользователи будут сегментировать свой выбор.

4. Исследования и испытания

Узнайте, что работает на других сайтов, что важно для ваших пользователей, прежде чем изменения будут запущены.

Исключения из правило

Бывают случаи, когда элементы знакомы пользователям, и они могут догадаться, что будет дальше.

1. Соответствовать ожиданиям

Существуют четкие соглашения для таких элементов, как кнопки, ссылки, информационная иерархия и стандартные значки. Придерживаясь этих соглашений, вы сможете нарушить правило и сэкономить время пользователей при принятии решений, даже когда много вариантов.

2. Не забывайте своих пользователей

Вы очень хорошо знаете свой сайт, поэтому при тестировании ваш опыт будет намного проще, чем у посетителей. Попросите других людей протестировать сайт перед тем, как это сделает клиент.

Заключение

Чем больше вариантов вы предлагаете пользователям, тем больше времени им потребуется на выбор. На сайте длительное время выбора означает высокий показатель отказа, меньшее вовлечение и большее разочарование пользователей. Вот почему меньше всегда лучше.

Правило основано на бинарном выборе, поэтому важно сегментировать варианты и упорядочивать их четким, логичным и ориентированным на пользователя способом. Например: разбить большое меню на более мелкие подкатегории. А также использовать цвет, форму и текстуру.

Что касается среднего времени на странице, необходимо соблюдать баланс между сокращением времени выбора и удержанием внимания.