Автор: Мария Кокухина, эксперт по юзабилити
Книга Марии Кокухиной

Когда встает вопрос, к какому юзабилити специалисту обратиться за аудитом интерфейса, предприниматели начинают гадать, где бы найти работу дешевле, качественнее и быстрее. Рассмотрим подводные камни, чтобы вы не наломали дров с выбором юзабилити специалиста для вашего интерфейса и не усугубили ситуацию с продажами.

юзабилити специалист

Юзабилити специалисты

1. Обратиться к вашим специалистам: дизайнеру или программисту

Как правило, такие специалисты мало знают о юзабилити интерфейсов. Максимум — базовый минимум.

Потому что работа дизайнера — заниматься дизайном интерфейсов, программиста — программировать. Одно дело — нарисовать картинку, другое — чтобы картинка приносила деньги. Это разная работа и разные специалисты. Хотя есть исключения. Среди дизайнеров встречаются неплохие юзабилити специалисты. Но это бывает очень редко.

Представьте, что перед вами программист/дизайнер. Знают они ваших клиентов? Хорошо понимают тематику вашего бизнеса? Вы хотите данным специалистам поведать преимущества компании?

Такие специалисты навредят сайту в плане юзабилити, а не помогут.

Поэтому так важно поручать работу профессиональному юзабилити специалисту, который на этом специализируется. На его плечи ложится работа — сделать интерфейс удобным, понятным для всей целевой аудитории.

Узнайте слабые места вашего сайта

2. Спросить специалиста на форуме

Чтобы получить ответ на свой вопрос, нужно уметь ставить его правильно. Если вы попросите специалиста покритиковать ваш интерфейс, то его покритикуют. Узнаете, кому он нравится, а кому нет. Но это не аудит интерфейса от юзабилити специалиста.

Чтобы получить ответ на свой вопрос от специалиста, нужно описать вашу целевую аудиторию, ваши преимущества, какие цели ставите перед интерфейсов и т. д. И только тогда есть вероятность получения конкретного ответа.

Но, как правило, на этих форумах сидят обычные люди, такие как вы. И их пожелания вам особо не помогут, так как это не ваша целевая аудитория. Например, вы продаете инструменты и ваша аудитория в основном мужчины. А комментарии получаете от женщин. И среди мужчин также есть те, кто не относится к вашей целевой аудитории, они могут совсем не разбираться в вашей тематике бизнеса. Так что они вам ничем не помогут.

Конечно, на форумах можно попытаться найти юзабилити специалиста по аудиту интерфейсов. Каков их уровень — это большой вопрос. Как правило, такие специалисты знают базовый минимум, основные ошибки, которые применяют ко всем интерфейсам без учета специфики бизнеса. Но даже если такой юзабилити специалист захочет вам помочь бесплатно, то максимум укажет на 2–3 основные ошибки, которые и так знают ваши специалисты: дизайнеры и программисты.

Юзабилити аудит — это детальное изучение статистики сайта, вашей аудитории, конкурентов, глубокое погружение в вашу тематику бизнеса и т. д. А делать такую работу бесплатно никто не согласится.

Если специалист дает вам советы по интерфейсу, но при этом не задает вопросов о вашем бизнесе, преимуществах, целевой аудитории и т. д., то он либо ничего не понимает в юзабилити, либо говорит о примитивных ошибках интерфейса, которые и так все знают.

3. Компания

В компаниях, как правило, дают обычные неинформативные ответы, направленные на дальнейшее развитие вашего интрефейса у них. В таких аудитах нельзя найти никакой полезной информации.

Если вы обратитесь в компанию и закажете аудит интерфейса у них, скорее всего, это будет файл страниц на 40–70 ненужной вам информации. В которой вы все равно не разберетесь. Стоимость этого аудита будет в разы больше, чем у нас, а толку от него не будет.

Также вам никто не даст гарантии, что работу по аудиту интерфейса будет проводить профессионал, а не стажер в компании.

Если интерфейс нравится вам, то это не значит, что он нравится вашей целевой аудитории. Запомните: вы не целевая аудитория для вашего бизнеса. Сайт должен приносить деньги, а не просто нравиться владельцу сайта.

4. Freelancer

Известно ли вам, что большинство таких специалистов хотят провести работу по аудиту интерфейса сразу? За 2–3 часа, а то и за 1 день. Без погружения в Яндекс.Метрику или Google Analytics. Без анализа тематики вашего бизнеса. Уже после получения первого письма от вас. Без лишних вопросов. Без уточнений.

Знаете ли вы, что многие из фрилансеров не имеют даже образования программиста, маркетолога? Никогда не проектировали интерфейсы, интернет-магазины. Совсем не разбираются в интернет-маркетинге. Предлагают всем клиентам шаблон готовых однотипных решений. Не учитывая даже специфику бизнеса клиента.

А теперь задумайтесь. Чем может вам помочь фрилансер? Его советы могут только навредить вашим продажам, а не улучшить юзабилити сайта. Зато это будет работа выполнена быстро и дешево.

Одно из главных качеств профессионала — это умение абстрагироваться, забыть о своих вкусах, предпочтениях — нравится/не нравится. И создать то, что нравится целевой аудитории данного сайта, то, что работает.

Обязанности юзабилити специалиста

  • Комплексный анализ и аудит эффективности веб-ресурсов компании, конкурентов, KPI юзабилити, подготовка отчетов, рекомендаций по улучшению ситуации.
  • Настройка Google Analytics, Яндекс Метрики и других систем.
  • Анализ конверсии на уровне источников/каналов трафика, анализ поведения посетителей на сайте.
  • Разработка и сопровождение внедрения сплит-тестирования конверсионного пути (с последующим сбором и анализом статистики).
  • Разработка и написание заданий на изменения структуры веб-ресурсов, включая посадочные страницы.

К кому обратиться?

1. Обратиться в компанию

Будет дорого, долго (7 дней, а то и несколько недель, даже месяц). Много «воды» в текстах для создания иллюзии работы. И никаких гарантий, что сайтом занимается не стажер или человек, который слабо разбирается в аудитах. Никакой уверенности в том, что он не использует основной набор, указывая на общие ошибки на сайте.

2. Freelancer

Плюсы — будет дешево, быстро (2–3 часа или 1–2 дня). Фрилансер озвучит стандартные ошибки, которые он применяет в аудите для всех сайтов (эти ошибки и так все знают). Минусы — качество хромает.

3. Обратиться к нам

Качественно, быстро, по доступной цене. С вашим сайтом работают эксперты по usability, увеличению продаж. А это того стоит. Книга-бестселлер по юзабилити на Amazon, Ozon. Автор: Мария Кокухина.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Популярные статьи