Автор: Мария Кокухина

Когда встает вопрос, к какому специалисту обратиться за аудитом сайта, предприниматели начинают гадать, где бы найти дешевле, качественнее и быстрее. Рассмотрим подводные камни, чтобы вы не наломали дров с аудитом вашего сайта и не усугубили ситуацию с продажами.

Специалист по юзабилити

Специалист по юзабилити: варианты выбора

1. Обратиться к вашим специалистам: дизайнеру или программисту

Как правило, они мало знают о юзабилити. Максимум — базовый минимум.

Потому что задача дизайнера — заниматься дизайном, программиста — программировать. Одно дело — нарисовать картинку, другое — чтобы картинка приносила деньги. Это разные вещи и разные специалисты. Хотя есть исключения. Среди дизайнеров встречаются неплохие проектировщики. Но это бывает очень редко.

Представьте, что перед вами программист/дизайнер. Знают они ваших клиентов? Хорошо понимают тематику вашего бизнеса? Вы хотите им поведать преимущества компании?

Такие люди навредят сайту в плане юзабилити, а не помогут.

Поэтому так важно поручать аудит сайта профессионалу, который на этом специализируется. На его плечи ложится задача сделать сайт удобным, понятным для всей целевой аудитории.

2. Спросить специалиста на форуме

Чтобы получить ответ на свой вопрос, нужно уметь ставить его правильно. Если вы попросите покритиковать ваш сайт, то его покритикуют. Узнаете, кому он нравится, а кому нет. Но это не аудит сайта!

Чтобы получить ответ на свой вопрос, нужно описать вашу целевую аудиторию, ваши преимущества, какие цели ставите
перед сайтом и т. д. И только тогда есть вероятность получения конкретного ответа.

Но, как правило, на этих форумах сидят обычные люди, такие как вы. И их пожелания вам особо не помогут, так как это не ваша целевая аудитория. Например, вы продаете инструменты и ваша аудитория в основном мужчины. А комментарии получаете от женщин. И среди мужчин также есть те, кто не относится к вашей целевой аудитории, они могут совсем не разбираться в вашей тематике бизнеса. Так что они вам ничем не помогут.

Конечно, на форумах можно попытаться найти специалиста по аудиту сайтов. Каков их уровень — это большой вопрос. Как правило, они знают базовый минимум, основные ошибки, которые применяют ко всем сайтам без учета специфики бизнеса. Но даже если такой специалист захочет вам помочь бесплатно, то максимум укажет на 2–3 основные ошибки, которые и так знают ваши дизайнеры и программисты.

Юзабилити-аудит — это детальное изучение статистики сайта, вашей аудитории, конкурентов, глубокое погружение в вашу тематику бизнеса и т. д. А делать такую работу бесплатно никто не согласится.

Если специалист дает вам советы по аудиту сайта, но при этом не задает вопросов о вашем бизнесе, преимуществах, целевой аудитории и т. д., то данный специалист либо ничего не понимает в этом, либо говорит о примитивных ошибках, которые и так все знают.

3. Компания

В компаниях, как правило, дают обычные неинформативные ответы, направленные на дальнейшее развитие вашего сайта у них. В таких аудитах нельзя найти никакой полезной информации.

Если вы обратитесь в компанию и закажете аудит у них, скорее всего, это будет файл страниц на 40–70 ненужной вам информации. В которой вы все равно не разберетесь. Стоимость этого аудита будет в разы больше, чем у нас, а толку от него не будет.

Также вам никто не даст гарантии, что аудит будет проводить профессионал, а не стажер в компании.

Если сайт нравится вам, то это не значит, что он нравится вашей целевой аудитории. Запомните: вы не целевая аудитория для вашего бизнеса. Сайт должен приносить деньги, а не просто нравиться владельцу сайта.

4. Freelancer

Известно ли вам, что большинство freelancer хотят провести аудит сайта сразу? За 2–3 часа, а то и за 1 день. Без погружения в Яндекс.Метрику или Google Analytics. Без анализа тематики вашего бизнеса. Уже после получения первого письма от вас. Без лишних вопросов. Без уточнений.

Знаете ли вы, что многие из фрилансеров не имеют даже образования программиста, маркетолога? Никогда не проектировали сайты, интернет-магазины. Совсем не разбираются в интернет-маркетинге. Предлагают всем клиентам шаблон готовых однотипных решений. Не учитывая даже специфику бизнеса клиента.

А теперь задумайтесь. Чем может вам помочь такой человек? Его советы могут только навредить вашим продажам, а не улучшить их. Зато это будет быстро и дешево.

Одно из главных качеств профессионала по usability — это умение абстрагироваться, забыть о своих вкусах, предпочтениях — нравится/не нравится. И создать то, что нравится целевой аудитории данного сайта, то, что работает.

Обязанности специалиста по юзабилити

  • Комплексный анализ и аудит эффективности веб-ресурсов компании, конкурентов, KPI юзабилити, подготовка отчетов, рекомендаций по улучшению ситуации.
  • Настройка Google Analytics, Яндекс Метрики и других систем.
  • Анализ конверсии на уровне источников/каналов трафика, анализ поведения посетителей на сайте.
  • Разработка и сопровождение внедрения сплит-тестирования конверсионного пути (с последующим сбором и анализом статистики).
  • Разработка и написание заданий на изменения структуры веб-ресурсов, включая посадочные страницы.

Решение о выборе специалиста по юзабилити

Что же делать? К кому обратиться? Есть несколько способов:

1. Обратиться в компанию

Будет дорого, долго (7 дней, а то и несколько недель, даже месяц). Много «воды» в текстах для создания иллюзии работы. И никаких гарантий, что сайтом занимается не стажер или человек, который слабо разбирается в аудитах. Никакой уверенности в том, что он не использует основной набор, указывая на общие ошибки на сайте.

2. Freelancer

Плюсы — будет дешево, быстро (2–3 часа или 1–2 дня). Фрилансер озвучит стандартные ошибки, которые он применяет в аудите для всех сайтов (эти ошибки и так все знают). Минусы — качество хромает.

3. Обратиться к нам

Качественно, быстро, по доступной цене. С вашим сайтом работают эксперты по usability, увеличению продаж. А это того стоит. Авторы книги-бестселлера «Как увеличить продажи: на 30% за 1 неделю». Автор: Мария Кокухина.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Чек-лист по юзабилити сайта: 240 рекомендаций
Найдите быстро ошибки, которые мешают росту ваших продаж.

Получить чек-лист

Об авторе

Мария Кокухина

  • Основатель и директор компании «PROF-MK».
  • Эксперт по юзабилити, увеличению продаж.
  • 9 лет — опыт в интернет-маркетинге.
  • Публикации в популярных журналах и крупных сайтах: «Генеральный директор», «Интернет-маркетинг», «Маркетолог», «PR в России», «SEOnews» и т.д.
  • Сертификаты Google Analytics, Яндекс Метрика, Яндекс Директ. Полная сертификация «1C-Битрикс».
  • Автор книги по юзабилити: «Как увеличить продажи на сайте: на 30% за 1 неделю».

Вам будет это интересно