Жизненный цикл продукта часто путают с циклом разработки продукта. В чем разница между ними? Рассмотрим подробно оба этапа. Лучшее понимание поможет вам разработать свой будущий продукт с большим шансом на успех.
Жизненный цикл продукта
Основное различие между этими концепциями в том, что цикл разработки продукта является частью жизненного цикла продукт. Жизненный цикл продукта определяет производительность продукта и его долю на рынке.
- Жизненный цикл продукта включают 5 стадий: разработка, внедрение, рост, зрелость и спад.
- Цикл разработки продукта — 6 стадий: планирование, разработка, оценка продукта, запуск, оценка эффективности и итерации.
Рассмотрим 5 стадий жизненного цикла продукта.
Этап №1 жизненного цикла: Разработка
Это первая фаза жизненного цикла продукта. Стадия разработки продукта включает не только создание продукта, но и подробное исследование рынка, конкурентов, дизайн продукта и пользовательское тестирование.
На этом этапе команда исследует потенциальный рост продукта и создает экономическое обоснование для проверки продукта. Сбор отзывов тестовых пользователей также имеет важное значение для этого жизненного этапа.
Этап №2 жизненного цикла: Внедрение
На этом жизненном этапе компания представляет продукт аудитории и начинается первоначальное продвижение. Многие компании при продвижении используют одну из этих стратегий: стратегия проникновения и скимминг.
- Стратегия проникновения
В начале устанавливается высокая цена на продукт, а затем с течением времени начинается снижение цены для покупателей. Это выгодно, если на рынке только несколько конкурентов и ваша целевая аудитория готова купить продукт по более высокой цене. - Скимминг — постепенное увеличение цены на продукт. Эта стратегия полезна, если у вашего бренда много конкурентов и начальная цена продукта намного ниже средней цены на рынке.
Этап №3 жизненного цикла: Стадия роста
На этом жизненном этапе доля вашего продукта на рынке начинает расти, благодаря активному использованию рекламы.
Если рекламные кампании проводятся успешно, то вы увидите значительное увеличение продаж. После периода постоянного роста продаж ваша доля на рынке стабилизируется.
Этап №4. Зрелость
На этом жизненном этапе ваша рыночная доля стабилизируется, что приведет к увеличению продаж. Но наступает критический момент. Поэтому важно уделить больше внимания дифференциации вашего продукта среди конкурентов.
После того, как вы заметили тенденцию к стабилизации продаж, вам следует вернуться к фазе разработки, проанализировать свой продукт и внедрить новые функции, которые помогут вашему бренду оставаться на вершине доли рынка.
Этап №5. Спад
Это этап, на котором продажи вашего продукта начинают падать. Происходит потому, что большинство, кто хотел купить ваш продукт, уже сделали это, и теперь его заменяют более инновационные продукт на рынке.
В этот момент вам нужно пересмотреть некоторые функции продукта и сделать его более инновационным. На этом этапе дальновидные бренды перезапускают продукт, возвращаясь к стадии разработки.
Цикл разработки продукта
Включает в себя 6 стадий: планирование, разработка, оценка продукта, запуск, оценка эффективности и итерации.
Стадия №1. Планирование
На этом этапе проводится первоначальное исследование продукта — анализ конкуренции, исследование рынка и целевой аудитории. Следует ответить на следующие вопросы:
- Кто ваша целевая аудитория?
- Какую проблему должна решить ваша аудитория?
- Что пользуется спросом на рынке?
- Кто ваши главные конкуренты?
Исследование должно учитывать рыночную цену продукта и стоимость разработки.
Данная информация поможет вам разработать стратегию реализации продукта, составить план действий и спланировать бюджет.
Стадия №2. Разработка
Разработка включает определение основных характеристик продукта и создание пользовательских историй для каждого варианта использования. Особенности продукта должны соответствовать потребностям персоны клиента — образу идеального потребителя.
На этом этапе команда создает программное и аппаратное обеспечение. Обычно стартапы выходят на рынок с минимальным жизнеспособным продуктом (MVP), который имеет минимум функций для работы. Проводя тестирование продукта компания сможет улучшить продукт и добавить необходимые функции.
Стадия №3. Оценка продукта
Чтобы начать оценку продукта, не нужно ждать завершения разработки продукта. Вы можете тестировать и проверять характеристики продукта на этапе разработки.
Контролируйте успех продукта путем отслеживания конкретных KPI (ключевых показателей эффективности), которые включают стоимость приобретения, доход, темп роста дохода и метрики AARRR (привлечение, активация, удержание, рекомендации, доход).
Стадия №4. Запуск
Этап запуска очень похож на этап внедрения в жизненном цикле товара. Суть его заключается в представлении товара целевой аудитории. Продвигать товар в СМИ, рекламой, публичными презентациями и т. д.
Стадия №5. Оценка эффективности товара
После того, как товар представлен аудитории, следует начать оценивать эффективность товара. Эта фаза включает A / B-тестирование, проверка того, как повысить возврат инвестиций, тестирование того, что делает постоянный клиент, и т. д.
На этом этапе следует предоставить информацию для отдела маркетинга и продаж, чтобы повысить производительность товара. Оцените, что влияет на результаты ваших рекламных кампаний, социальных сетей и кампаний по управлению взаимоотношениями с клиентами, которые направлены на вовлечение аудитории и получение дохода.
Стадия №6. Итерации
Зная, что влияет на производительность вашего товара, вы определитесь с тем, какие функции товара следует сохранить или удалить. На этом этапе нужно провести наибольшее количество итераций товара, чтобы сделать свое творение еще более инновационным и конкурентоспособным.
Заключение
Мы рассмотрели все этапы для каждого варианта. Теперь вы знаете, чем отличается каждый из них. Данная информация поможет вам сформировать более четкое видение вашего будущего товара и повысить ваши шансы на успех.