Многие компании проводят юзабилити аудит сайта. Что же они ожидают получить от юзабилити аудита?
В действительности компании желают улучшить сайт, увеличить продажи. Получить с помощью юзабилити продающий веб сайт. Они рассчитывают, что с хорошим сайтом будут продавать больше.
В данной статье дадим определение юзабилити (usability) сайта. Расскажем правила юзабилити, основы качественного web сайта, почему так важно оптимизация сайта. Узнаете о частых ошибках юзабилити при проектировании сайтов.
Садитесь поудобнее, сварите себе чашечку кофе, укройтесь теплым пледом — и мы начнем.
Все готово? Тогда поехали в увлекательный мир юзабилити!
Юзабилити: что это такое?
Далеко не все до конца понимают юзабилити сайта. Не понимание сути этого термина зачастую приводит к неудобному сайту.
Давайте рассмотрим это более подробно.
Юзабилити сайта — это то, что создает желаемый опыт для пользователей на сайте.
Многие компании при разработке сайта вообще не учитывают посетителей, и это повышает риск создания неудобного сайта.
А между тем успех сайта зависит в первую очередь от того, как воспринимают его посетители. Причем выводы делаются ими за 5–10 секунд. За это время пользователи успевают оценить полезность, удобство, характер взаимодействия с сайтом.
Решения принимаются на основе следующих вопросов:
- Есть ли на сайте что-то для меня?
- Какую выгоду веб-ресурс несет мне?
- Легко ли им пользоваться?
- Все ли понятно с первого раза?
Если посетители ответили на все вопросы «да», то вы прошли первую ступень оптимизации успешно.
Определение юзабилити: Юзабилити удовлетворяет потребности посетителей сайта. Он передает простоту, удобство, легкость освоения, доставляет радость от взаимодействия. Ваша цель — создать веб-ресурс, который хотят и в котором нуждаются ваши посетители.
Юзабилити книга
Мера юзабилити
Мерой является стоимость взаимодействия. Стоимость взаимодействия — это умственные и физические усилия посетителей, направленные на то, чтобы достичь своей цели.
Например, вы заходите на веб-ресурс и сразу получаете ответ. Это означает нулевую стоимость взаимодействия. Однако она редко достижима.
Как правило, web-ресурс предлагает много такого, что может захотеть сделать посетитель. Например, пользователь должен прочитать, кликнуть на ссылку, дождаться загрузки страницы, а затем повторить процесс.
Проекты должны стремиться минимизировать стоимость взаимодействия, необходимого для достижения целей посетителей.
Минимизировать, в частности:
- Загрузку страниц и время ожидания;
- Количество кликов;
- Осмысление представленной информации;
- Оглядывание по сторонам, чтобы найти нужную информацию (визуальные помехи) и т. д.
Быстрая оценка стоимости взаимодействия может сэкономить вам много денег в долгосрочной перспективе. Сделайте каждый шаг, как можно проще. Проект, который минимизирует стоимость взаимодействия, имеет лучшие шансы на успех.
Факторы сайта
-
Эффективность
Насколько быстро посетители могут выполнить те или иные действия. -
Запоминаемость
Если посетитель долго не заходил, как быстро он сориентируется на нем, чтобы выполнить какое-либо действие? -
Ошибки
Сколько ошибок делают посетители, насколько они серьезны и как легко их можно исправить? -
Удовлетворение
Насколько приятен, комфортен веб проект посетителям?
Удобство и простота
Удобство и простота использования является необходимым условием для выживания компании в Интернете.
Люди покинут web-ресурс, если принципы юзабилити не выполняются. А именно:
- Web-ресурсом трудно пользоваться;
- Не может четко заявить, что компания предлагает и что посетители могут тут делать;
- Посетители заблудились, т.е. плохое проектирование;
- Информацию тяжело читать или она не отвечает ключевым запросам посетителя.
Закон электронной коммерции: если посетители не могут найти продукт, то они не могут его купить.
Правильная разработка
Чтобы ваша компания процветала, была успешной, вы должны ориентироваться на пользователя, на его потребности. Многие понимают это, но не знают, что для этого нужно сделать.
Это наиболее частая ошибка — принимать субъективные решения, основанные на личных предпочтениях, на том, что мы сами думаем, а не на том, что думает об этом ваш посетитель. Очень часто его владелец не знает, что является истинной ценностью для клиента.
Не имеет значения, сколько услуг, товаров вы выпускаете. Если они — мусор, то новые товары, услуги вы грузите в общий котел.
Ориентация на пользователя — это достижение ваших целей на долгий срок. Вы должны ориентироваться на аналитику, пользователей, а не на свое предпочтение. Проектирование не должно быть вслепую, вы должны знать «боль» вашего клиента.
Очень важно доверить аудит тем, кто занимается проектированием, оптимизацией, понимает психологию посетителей, их поведение в той или иной ситуации.
Любую теорию нужно проверять и давать достаточно времени для тестирования, чтобы в конце концов были сделаны правильные выводы. Если какой-то вопрос спорный, то не нужно стоять на своём и идти на принципы. Лучший способ его решить — проверка.
Я всегда говорю это своим клиентам: «Давайте проверим это!» Тем самым вы быстро и легко докажете или опровергнете свои предположения. Практика и еще раз практика! Тестируйте свои гипотезы.
Правила юзабилити
В UX есть определенные правила, которые применяются при проектировании веб интерфейсов. Они основаны на многолетнем пользовательском опыте, но часто не соблюдаются компаниями.
Когда эти правила проектирования нарушаются, использование веб проекта требует от посетителей определенных усилий. У них возникают вопросы: Что это такое? Где найти это? Поэтому так важно правильное проектирование веб интерфейсов.
Стандарт — это когда 50% и более крупных проектов размещают элементы в одном и том же месте.
Отклоняться от правил стоит в том случае, когда ваш альтернативный вариант на 100% удобнее, проще, понятнее. Если менее 50% крупных проектов размещают элементы по-разному, отклоняясь от правил, то вы можете проектировать альтернативным способом.
Посетители уже привыкли к существующим правилам. Они ожидают, что у вас все будет работать так же, как на других.
Например, они рассчитывают найти здесь такие элементы веб интерфейсов, как навигация, поиск, логотип и т. д., в стандартных местах, там, где они располагаются на сотне других. Смена их расположения приводит к неудобству в работе, пользователи начинают теряться.
Он должен отвечать ожиданиям пользователя. Если что-то располагается нетрадиционно, то это заставляет пользователя тратить время на понимание, что и как у вас устроено, вместо того, чтобы сразу выполнять желаемые действия.
С одной стороны, людей привлекает новизна при проектировании. С другой стороны, когда вы нарушаете привычные модели веб интерфейсов, то рискуете вообще потерять ваших посетителей.
Ваши решения по оптимизации должны основываться на предпочтениях пользователей, а не на вашем личном пристрастии. Всегда проверяйте, тестируйте гипотезы на реальных клиентах. Правильное проектирование — это как воздух для вашей компании!
Заключение
Удобство, функциональность, простота, понятность — залог успеха вашего бизнеса. Чем больше вы дадите посетителям того, что они хотят, тем больше продаж вы будете иметь. Самая лучшая стратегия!