Автор: Мария Кокухина, эксперт по юзабилити

Многие компании тратят большие ресурсы на юзабилити сайта. Что же они ожидают от юзабилити? Что-то действительно прекрасное? В действительности компании желают улучшить сайт, увеличить уровень продаж. Они рассчитывают на то, что с хорошим сайтом будут продавать больше.

В данной статье вы узнаете — что такое юзабилити (usability) сайта, мера юзабилити, основные параметры качественного сайта, почему так важно юзабилити, частые ошибки в юзабилити и правила юзабилити.

основы, правила веб сайта

Садитесь поудобнее, сварите себе чашечку кофе, укройтесь теплым пледом — и мы начнем.

Все готово? Тогда поехали в увлекательный мир юзабилити!

Что такое юзабилити

Далеко не все до конца понимают юзабилити сайта. Не понимание сути этого термина зачастую приводит к неудобному сайту. Дословно Юзабилити означает возможность использования, способность быть использованным, полезность ресурса. Давайте рассмотрим юзабилити более подробно.

Юзабилити сайта — это то, что создает желаемый опыт для пользователей.

Многие компании при разработке веб сайта вообще не учитывают посетителей, и это повышает риск создания неудобного ресурса. А между тем основной успех зависит в первую очередь от того, как воспринимают сайт посетители. Причем выводы делаются ими за 5–10 секунд. За это время пользователи успевают оценить полезность, удобство, характер взаимодействия с веб сайтом.

Решения принимаются на основе следующих вопросов:

  • Есть ли на странице что-то для меня?
  • Какую выгоду веб сайт несет мне?
  • Легко ли пользоваться сайтом?
  • Все ли понятно с первого раза на странице?

Если посетители ответили на все основные вопросы «да», то ваш сайт прошел первую ступень юзабилити успешно.

Определение: Юзабилити удовлетворяет потребности посетителей сайта, передает простоту, удобство, легкость освоения, доставляет радость от взаимодействия с сайтом. Ваша цель — создать веб сайт, который хотят и в котором нуждаются ваши посетители.

Мера юзабилити

Мерой юзабилити является стоимость взаимодействия. Стоимость взаимодействия — это умственные и физические усилия посетителей, направленные на то, чтобы достичь своей цели. Например, вы заходите на веб сайт и сразу получаете ответ. Это означает нулевую стоимость взаимодействия. Однако она редко достижима.

Как правило, сайт предлагает много такого, что может захотеть сделать посетитель. Он, например, должен прочитать, кликнуть на ссылку, дождаться загрузки страницы, а затем повторить процесс.

Сайты должны стремиться минимизировать стоимость взаимодействия, необходимого для достижения целей посетителей.

Минимизировать, в частности:

  • Загрузку страниц и время ожидания;
  • Количество кликов;
  • Осмысление информации, представленной на сайте;
  • Оглядывание по сторонам, чтобы найти нужную информацию (визуальные помехи на странице) и т. д.

Быстрая оценка стоимости взаимодействия может сэкономить вам много денег в долгосрочной перспективе. Сделайте каждый шаг, каждую страницу, как можно проще. Сайт, который минимизирует стоимость взаимодействия, имеет лучшие шансы на успех.

alt=

Основные параметры юзабилити

  • Эффективность
    Насколько быстро посетители могут выполнить те или иные действия на странице.
  • Запоминаемость
    Если посетитель долго не заходил, как быстро он сориентируется на нем, чтобы выполнить какое-либо действие?
  • Ошибки
    Сколько ошибок делают посетители, насколько они серьезны и как легко их можно исправить?
  • Удовлетворение
    Насколько приятен, комфортен веб сайт посетителям?

почему юзабилити сайта так важно

Почему так важно юзабилити

Удобство и простота использования является необходимым условием для выживания компании в Интернете.

Люди покинут сайт, если принципы юзабилити не выполняются. А именно:

  • Сайтом трудно пользоваться;
  • Сайт не может четко заявить, что компания предлагает и что посетители могут тут делать;
  • Посетители заблудились на сайте, т.е. плохое проектирование;
  • Информацию тяжело читать или она не отвечает ключевым запросам посетителя.

Закон электронной коммерции: если посетители не могут найти продукт на сайте, они не могут его купить.

Частая ошибка в юзабилити

Чтобы ваша компания процветала, была успешной, вы должны ориентироваться на пользователя, на его потребности. Многие понимают это, но не знают, что для этого нужно сделать.

Это наиболее частая ошибка в юзабилити сайта — принимать субъективные решения, основанные на личных предпочтениях, на том, что мы сами думаем, а не на том, что думает об этом ваш посетитель. Очень часто его владелец не знает, что является истинной ценностью для клиента.

Не имеет значения, сколько услуг, товаров вы выпускаете. Если они — мусор, то новые товары, услуги вы грузите в общий котел.

Ориентация на пользователя — это достижение ваших целей на долгий срок. Вы должны ориентироваться на аналитику, пользователей, а не на свое предпочтение. Проектирование не должно быть вслепую, вы должны знать «боль» вашего клиента.

Очень важно доверить юзабилити аудит тем, кто занимается юзабилити, понимает психологию посетителей, их поведение в той или иной ситуации.

Любую теорию нужно проверять и давать достаточно времени для тестирования, чтобы в конце концов были сделаны правильные выводы. Если какой-то вопрос спорный, то не нужно стоять на своём и идти на принципы. Лучший способ его решить — проверка. Я всегда говорю это своим клиентам: «Давайте проверим это!» Тем самым вы быстро и легко докажете или опровергнете свои предположения. Практика и еще раз практика! Тестируйте свои гипотезы.

Правила юзабилити

В юзабилити есть определенные правила, которые применяются при проектировании веб интерфейсов. Они основаны на многолетнем пользовательском опыте, но часто не соблюдаются компаниями. Когда эти правила юзабилити нарушаются, использование веб сайта требует от посетителей определенных усилий. У них возникают вопросы: Что это такое? Где найти это? Поэтому так важно соблюдение основных правил юзабилити.

Стандарт юзабилити — это когда 50% и более крупных сайтов размещают элементы в одном и том же месте.

Отклоняться от правил юзабилити стоит в том случае, когда ваш альтернативный вариант на 100% удобнее, проще, понятнее. Если менее 50% крупных сайтов размещают элементы по-разному, отклоняясь от правил юзабилити, то вы можете проектировать альтернативным способом.

Посетители уже привыкли к существующим правилам юзабилити. Они ожидают, что на вашем сайте все будет работать так же, как на других. Например, они рассчитывают найти здесь такие элементы веб интерфейсов, как навигация, поиск, логотип и т. д., в стандартных местах, там, где они располагаются на сотне других сайтов. Смена их расположения приводит к неудобству в работе. Пользователи начинают теряться на таких web сайтах.

Сайт должен отвечать ожиданиям пользователя. Если что-то располагается нетрадиционно, то это заставляет пользователя тратить время на понимание, что и как у вас устроено, вместо того, чтобы сразу выполнять желаемые действия.

С одной стороны, людей привлекает новизна при проектировании. С другой стороны, когда вы нарушаете основные правила юзабилити, то рискуете вообще потерять ваших посетителей.

Ваши решения по юзабилити должны основываться на предпочтениях пользователей, а не на вашем личном пристрастии. Всегда проверяйте, тестируйте гипотезы на реальных клиентах. Правильное проектирование — это как воздух для вашей компании!

Заключение

Удобство, функциональность, простота, понятность — залог успеха вашего сайта. Чем больше вы дадите посетителям того, что они хотят, тем больше продаж вы будете иметь. Самая лучшая стратегия!

Провести юзабилити аудит вашего сайта

Понравилась статья? Нажми на кнопку социальных сетей, чтобы сохранить статью!

Читайте другие полезные статьи

Оставить комментарий